А знаете ли Вы, что форму немецких солдат в Первую мировую войну шили из крапивы. В годы Первой мировой войны запасы хлопка практически иссякли как в Германии, так и в Австрии. В поисках подходящего заменителя ученые случайно пришли к оригинальнейшему решению: смешать крошечные количества хлопка с крапивой, точнее, с крепкими, морозоустойчивыми волокнами крапивы двудомной.
При этом немцы были отнюдь не первыми, кто обнаружил многочисленные полезные свойства этого растения. Археологические раскопки по всей Европе свидетельствуют о том, что крапиву использовали десятки тысяч лет назад для изготовления одежды, бечевки и рыбацких сетей.
А знаете ли Вы, что паровую машину изобрел Херон из Египта (иногда его еще называют Херон (Герон) Александрийский) – причем лет за 1600 до машины Томаса Ньюкомена 1711 года. Херон жил в Александрии примерно в 62 году н.э. и более известен как математик и геометр. Он также был большим выдумщиком и изобретателем, и именно его aleopile, или «ветровой шар», стал первой рабочей паровой машиной.
Используя тот же принцип, что и у современного реактивного двигателя, движимый паром металлический шар раскручивался до 1500 об/мин. К сожалению (для Херона), никто не разглядел практической пользы изобретения, и потому его посчитали не более чем занятной причудой.
А знаете ли Вы, что на протяжении многих веков британское горное законодательство в обязательном порядке предписывало держать в шахтах канареек для обнаружения газа. Этих крошечных птичек использовали в такой роли до 1986 года, а соответствующая статья оставалась в правилах безопасности для горных работ вплоть до 1995 года.
Суть данного требования заключалась в том, что токсические газы вроде угарного и метана убивали птиц раньше, чем их концентрация могла представлять опасность для жизни горняков. Предпочтение было отдано канарейкам потому, что они много поют, так что наступившую тишину, когда птица замолкает, можно заметить практически сразу.
А знаете ли Вы, что появлением колеса обозрения мы обязаны Густаву Эйфелю, так как американец Джордж Феррис, изобретая колесо обозрения, пытался перещеголять именно Эйфеля с его башней. Аттракцион был впервые установлен в 1893 году в Чикаго. Диаметр колеса (75 м) был внушительным даже по современным меркам. К ободу крепились 36 кабин на 20 сидячих и 40 стоячих мест. Всего колесо вмещало 2 160 человек. В движение аттракцион приводили две паровые машины мощностью 1 000 лошадиных сил каждая. Сегодня колесо обозрения по всему миру называют «колесом Ферриса». Этот аттракцион – вечное поле боя охотников за рекордами.
А знаете ли вы, что массовое производство презервативов началось в XIX веке, когда был изобретен процесс вулканизации резины. Изобретение это совершил американец Чарлз Гудийр. Запатентован резиновый презерватив был в 1844 году. Выпуском первых презервативов занялись производители покрышек, например компания «Данлоп Пнеумэтик Тайр».
Первые презервативы, произведенные по новой технологии (первый выпуск состоялся в 1855 году), были не очень эластичными, с двумя продольными швами и сами, без тесемочек, не держались там, где им положено. Чтобы подобрать презерватив, нужно было обратиться к врачу. Врач измерял размеры головки, а затем заказывал презерватив нужного размера. Единственным, что спасало пользователей изобретения от разорения, было то, что кондомы были многоразовые, поэтому на дорогостоящий прием у врача приходилось тратиться нечасто. После использования презервативы следовало мыть, класть в специальный раствор и затем помещать в небольшие деревянные коробочки.
А знаете ли вы, что счетам, которые еще изредка можно встретить в наших сельских магазинах, уже более 5000 лет. Первое упоминание о таком приборе для счета найдено в Месопотамии и относится примерно к 3500 году до н.э. Конечно, изначально счеты отличались от того, как они выглядят сейчас. Вначале это была счетная доска с углублениями, в которых удерживались камешки или бусинки. В Древнем Египте в V веке до н.э. вместо углублений стали использовать палочки с нанизанными на них камешками. В России счеты появились в XVI веке.
Счеты (или абак) до сих пор широко используются в Японии и Китае, где они являются частью устоявшейся традиции. Китайский вариант счет называется суаньпань, а японский – соробан. В Японии обучение использованию соробана остается обязательным для начальной школы.
А знаете ли вы, что при сборе трюфелей в основном используются не свиньи, как принято считать, а собаки. Связано это с тем, что возбужденные запахом грибов, схожим по составу со свиными ферромонами, парнокопытные – если их вовремя не остановить (а остановить их ой как тяжело), бессовестно сжирают найденные грибы. С собаками все гораздо проще: на трюфели их натаскивают так же, как на дичь, в общем-то сами трюфели их не интересуют, им важнее корм, который они получают в награду за принесенную добычу.
А знаете ли вы, что о гвоздях людям известно уже что-то около пяти тысячелетий. Так, в древнем городе Ур в Месопотамии (около 3000 лет до н.э.) гвозди уже применялись для скрепления листового материала. Первоначально гвозди делали из шипов растений, древесины твердых пород дерева, и даже из костей рыб. До XVI века гвозди изготавливали вручную: рабочий брал железный прут, раскалял его, оттягивал на наковальне, затем отсекал от прута небольшой кусочек, заострял на одном конце, а на другом оставлял утолщение для шляпки. Затем заготовку вставляли в специальную гвоздильню, где ударом молота и формировали шляпку. Процесс очень трудоемкий, поэтому к 1741 году в Англии на производстве гвоздей было занято около 60 000 работников.
Первую машину для производства гвоздей изобрел американец Изикиель Рид в конце XVIII века. А в 1851 году Адольф Браун из Нью-Йорка придумал машину для изготовления проволочных гвоздей, и с тех пор производство гвоздей стало дешевым.
А знаете ли вы, что идея совместить ружье и холодное оружие пришла в голову одному изобретателю, проживавшему неподалеку от города Байона на юго-западе Франции, примерно в 1640 году. Ружье было изобретено в XV веке, однако в бою солдат мог либо стрелять из ружья, либо рубить врага мечом (или другим холодным оружием). Не очень удобно. Наш изобретатель подумал, что после того, как ружье выстрелило, в его дуло можно вставить короткий меч с ручкой цилиндрической формы. После этого ружье можно было незамедлительно использовать как холодное оружие. Имя изобретателя, однако, кануло в лету. Во многих языках осталось только место изобретения, а новый вид оружия получил название «байонет» (в русском это приспособление называется «штык» – от немецкого Stick).
В 1689 году еще один умник придумал, что, если вместо ручки, которую надо вставлять в дуло ружья, оснастить штык кольцом, которое нужно надевать на дуло, ружье не будет терять своих качеств огнестрельного оружия, даже когда штык будет на
... Читать дальше »
А знаете ли вы, что в 1880-х годах изобретатель Томас Эдисон вовсю пользовался технологиями «черного пиара». В те времена он работал над системами электрификации американских городов, однако не мог передать постоянный ток дальше нескольких кварталов. В то же время его конкурент Джордж Вестингауз добился гораздо бОльших успехов, используя переменный ток, однако Эдисон всячески препятствовал его распространению, называя его током-убийцей. Чтобы опорочить конкурента в глазах общественности, Эдисон проводил публичные опыты по умерщвлению животных переменным током, наглядным образом демонстрируя всю вредоносность изобретения Вестингауза.
В то же время специальная комиссия вела поиски устройства для наиболее «гуманной» казни, и Эдисон, потренировавшись сначала на собаках, порекомендовал в качестве замечательного способа умерщвления теперь уже людей машину Вестингауза на переменном токе. Так появился электрический стул. Интересно, что Вестингауз, узнав о том, что его изобретение будет исп
... Читать дальше »
А знаете ли вы, что в 1998 году были придуманы чудо-колготки – с тремя ногами. И это вовсе не чернобыльская модель. Изобретатели вполне резонно рассудили, что не всякая девушка носит с собой в сумочке запасную пару колготок на случай, если порвется та, которая сейчас на ней, и предложили свой вариант решения проблемы. Две ноги девушка засовывает в две «ноги» колготок, а оставшуюся «ногу» колготок она аккуратненько складывает в специальный кармашек. Правда похоже, к сожалению, изобретение, не получило большого распространения в мире.
А знаете ли вы, что такой страшно опасный материал как асбест (вдыхание его волокон, как мы сейчас знаем, может привести к образованию рака) многочисленными античными народами широко применялся в хозяйстве благодаря его жаропрочным и пластичным свойствам. Асбестом пользовались греки, римляне, персы, египтяне и некоторые другие древние. Особенной любовью к асбесту отличались римляне: они добавляли его в строительные материалы, одежду, фитили свечек, погребальные саваны, столовые скатерти, кухонные полотенца и другое белье. Ведь очистить асбестовую салфетку от грязи было очень легко – ее нужно было просто кинуть в огонь. Вся грязь сгорала, а салфетка становилась снова белоснежной.
Справедливости ради стоит сказать, что о чем-то вроде побочных эффектов асбеста древние подозревали. Так, например, они обратили внимание, что рабы, которые трудились в асбестовых карьерах, умирали гораздо раньше, чем рабы, занятые на работах в другом месте. Но кто же будет придавать значение таким мелочам,
... Читать дальше »
А знаете ли вы, что первым политическим событием, информация о котором была передана по радио, явилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года. Радиообращением стало написанное Владимиром Ильичом воззвание петроградского ВРК «К гражданам России». Передавали обращение с известного всем крейсера «Аврора» – утром 25 октября на «Авроре» был получен текст воззвания, которое позже услышала вся страна:
«Всем! Всем! Всем!
Временное правительство низложено, государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-Революционного Комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.
Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства — это дело обеспечено.
Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!».
А знаете ли вы, что Генри Форд вовсе не придумывал конвейер и даже не был первым, кто применил его в автомобилестроении. Вообще изобретения, по принципу напоминающие конвейер, использовались человечеством со времен Древнего Египта. В 1901 году конвейер был первые применен для производства машин. И сделал это Рэнсом Ели Олдс – основатель компании-производителя Олдсмобилей. В 1901 году Олдс впервые применил сборочный конвейер на своем заводе. Это позволило ему за один год увеличить производство автомобилей более чем в 5 раз.
Естественно, Генри Форд был страшно недоволен таким поворотом дел, так как с таким конкурентным преимуществом Олдса не могло быть и мысли о том, чтобы его обойти. Лучшие умы, работавшие на Форда, были брошены на изучение технологии Олдса и ее улучшение. В результате к сборочному конвейеру Олдса были добавлены ремни, и технология была внедрена на заводах Форда. Видимо именно о Форде так часто вспоминают в связи с конвейером, потому что он применял его везде, где т
... Читать дальше »
А знаете ли вы, что по легенде машина «Победа» получила свое название из-за одного ироничного высказывания Сталина. Изначально названием проектируемой машины было «Родина». Узнав об этом, Сталин спросил: «Ну и почем у нас будет Родина?». Название быстренько заменили на «Победу».
Кстати, кузов «Победы» был впервые спроектирован полностью в СССР (начали проектировать в 1943 году) – до этого такое важное дело доверяли иностранным фирмам, преимущественно американским. Кроме того, в этой машине впервые в СССР автолюбители смогли насладиться электрическими указателями поворотов, обдувом лобового стекла и отоплением салона. До этого вместо поворотников водители пользовались руками, а салон отапливали небольшими жаровнями.
Вы конечно знаете, что 12 апреля 1961 года был совершен первый в мире полёт человека в космос, осуществлённый Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток-1».
А знаете ли вы, что первым значительным шагом на пути к обычному велосипеду стал механизм, получивший название «дрезина» по имени своего автора – Карла фон Дреза – эксцентричного немецкого барона из города Карлсруэ. Дрезину барон впервые представил публике летом 1817 года. Она представляла собой два миниатюрных колеса, соединенных в одну линию перекладиной, на которой крепилась подушка сидения. Ездок сидел почти вертикально и передвигал машину, отталкиваясь от земли сначала одной ногой, потому другой. Грубо говоря, дрезина выглядела почти так же как современный велосипед, лишенных педалей.
На самом деле то, что нам сейчас кажется очевидным, было невероятным прорывом для того времени. Над созданием машины, которая бы приводилась в движение мускульной силой человека и только человека, изобретатели упорно трудились, начиная с конца XVII века. Опыты были неудачными, так как в основном конструкторы не могли уйти от образа экипажа – четырехколесной громоздкой повозки.
А знаете ли вы, что 19 апреля 1563 года в Москве начала работать типография первого известного русского книгопечатника Ивана Фёдорова и его соратника Петра Мстиславца, и началось печатание первой русской датированной печатной книги — «Апостола».
А знаете ли вы, что эра деревянных кораблей прошла не так уж и давно. Последним русским боевым кораблем сделанным из дерева стал 50-пушечный пароходофрегат “Александр Невский”, находившийся в строю с 1861 по 1868 гг.
Александр Невский Первой боевой задачей фрегата стало стало его участие в экспедиции к берегам Северной Америки и рейдерство против торговых кораблей Великобритании для помощи Североамериканским штатам. Другой важной кампанией “Александра Невского” была “греческая”, в рамках которой фрегат занимался спасением греческих повстанцев, воевавших с турками на Крите. Но погиб фрегат в мирном походе у берегов Дании в 1868 году, налетев на берег. Ну а на смену фрегатам пришли крейсера, причем первым настоящим броненосным кресером стал русский “Генерал-Адмирал”, спущенный на воду в 1873 году.
А знаете ли вы, что, как и многие гениальные изобретения, чайный пакетик был придуман случайно. Чайный магнат Томас Салливан вовсе не старался изобрести какую-то новую технологию заваривания чая, он просто намеревался сократить затраты: в 1904 году он решил, что сможет сэкономить большие деньги, если будет отправлять образцы чая потенциальным покупателям не в жестяных банках или коробках, как это было принято, а в более мелкой упаковке. В качестве такой упаковки Салливан выбрал маленькие шелковые мешочки, сшитые вручную, в которые помещались небольшие порции чая.
Все остальные шаги на пути к новой технологии сделали потенциальные покупатели Салливана: они подумали, что им представили новую лучшую технологию настаивания чая, и стали заказывать больше таких индивидуальных мешочков. По мере роста популярности пакетики стали шить из марли, а потом и вовсе перешли на бумагу. Чайный пакетик в его современном виде был выпущен на рынок Адольфом Рамбольдом в 1929 году.
А знаете ли вы, что название Jeep («Джип») произошло от сокращенного наименования армейского универсального автомобиля. Название «Джип» появилось в годы Второй мировой войны. В 1941 году армия США провела тендер на поставку легкого и надежного автомобиля. В тендере выиграла компания Willys-Overland – видимо решающую роль сыграла низкая цена предложенного этой компанией автомобиля – машина стоила всего 738,74 доллара США. Автомобили, производимые компанией Willys-Overland, оказались дико универсальными: на них и раненых перевозили, и в разведку ездили, и пулеметы на них устанавливали. В качестве грузовиков и автомобилей для офицеров их тоже можно было использовать. Видимо в связи с этим в интендантской документации машины сокращенно назывались GP – от General Purpose – общее назначение. Постепенно, как это случилось со многими брендами, название конкретной модели автомобиля, а в данном случае даже «прозвище», стало обозначать целый класс машин.
А знаете ли вы, что в пожарном депо города Ливермор, штат Калифорния, одна из электрических лампочек работает с 1901 года. Лампочка продолжает гореть, несмотря на то, что ее основная функция – давать свет, чтобы пожарные могли собрать свое оборудование ночью, давно уже перешла к ее более молодым коллегам. Эта лампочка мощностью всего 4 ватта дает очень тусклый свет, примерно как три свечи, и ее почти никогда не выключали. Как раз в этом и заключается секрет ее долголетия– ведь чем меньше лампочку выключаешь, тем дольше она работает. В 2001 году, в столетний юбилей лампочки, рядом с ней была установлена веб-камера, которая позволяет пользователям интернета убедиться в том, что лампочка до сих пор жива.
А знаете ли вы, что знак «@», столь часто в наши дни встречаемый в адресах электронной почты, вовсе не был придуман специально для интернета, как это может казаться. Знак этот использовался еще во времена Ренессанса – в XV-XVI веках. В испанском, португальском и французском языках этот символ традиционно означал арробу – меру веса, равную 12-13 кг. Затем «собака» перекочевала в накладные, где его использование помогало сокращать записи – это был скорописный вариант английского предлога «at» в значении «по». Поскольку этот знак использовался в бухгалтерских документах он закономерно появился на клавиатурах первых пишущих машинок. Именно там его и углядел Рэй Томлинсон, исследователь американской компании BBN Technology, когда занимался разработкой почтовой программы, позволявшей передавать сообщения на удаленный компьютер. Так знак и стал символом электронной почты.
А знаете ли вы, что первый сейсмометр (или как теперь принято называть такие приборы – сейсмограф) – прибор, позволявший определять начало землетрясений, был изобретен по-видимому еще в 132 году китайским изобретателем Занг Хенгом.
Как следует из описания прибора, он представлял собой чашу с медным куполом, окруженную головами драконов, в пасти каждого из которых был вложен бронзовый шарик. Принцип работы прибора строился на том, что при колебаниях земной поверхности, подвешенный под куполом маятник начинал раскачиваться и выбивал шарик из пасти дракона в открытый рот бронзовой лягушки, производя тем самым громкий звук. Это было сигналом о начале землетрясения. При этом, зная какой шарик упал, можно было определить направление, в котором находился эпицентр землетрясения.
А знаете ли вы, что первый эскалатор, появившийся в Англии, был установлен в одном из самых известных магазинов стране – Харродс (Harrods). Управляющий директор Харродс – Ричард Барбидж, решил, что установка «движущихся ступеней» сможет привлечь дополнительных покупателей. Однако, когда 16 ноября 1898 года эскалатор был запущен мало кто из покупателей решился им воспользоваться. Переволновавшихся посетителей, отважившихся все-таки попробовать прокатиться на этом адском устройстве, в конце пути встречали служащие магазина и предлагали бренди или нюхательную соль – до того страшной представлялась поездка.
А знаете ли вы, что в принятом в 1865 году английском Акте о Локомотивах (более известном как Акт Красного Флага) содержались совершенно несуразные по нынешним временам правила эксплуатации самодвижущихся повозок, иначе говоря первых автомобилей. Так, например, скорость их ограничивалась 3 км/ч в городах и 6 км/ч в сельской местности. Но самое интересное было в том, что по этому закону в экипаж самодвижущейся машины должны были входит по крайней мере три человека: водитель, кочегар и… человек с красным флагом. Человек с красным флагом (или фонарем, если дело происходило ночью) должен был идти в полусотне метров впереди машины, тем самым предупреждая людей и лошадей о приближающемся паровом чудовище. Между прочим, Акт действовал 31 год, хотя, примерно посередине этого срока законодатель разрешил местным властям отменять требование о красном флаге.
Такие законы, кстати, принимались и в других странах, порой совсем комичные. Так, законодатели штата Пенсильвания примерно в 1896 году пр
... Читать дальше »
А знаете ли вы, что своим названием легендарная базука – динамореактивный (без отдачи при выстреле) ручной противотанковый гранатомет – получила свое имя от музыкального инструмента. Когда «базука» M1 поступила на вооружение армии США в 1942 году, солдаты сразу стали называть ее этим именем за сходство с инструментом американского комика Боба Бернса. Боб Бернс, популяризовавший базуку в 1930-х, изобрел ее 20 годами раньше. Базука представляла собой медный духовой инструмент – нечто, занимавшее место между тромбоном и поршневым свистком (при передвижении поршня происходит изменение высоты тона). После Бернса на базуке играли некоторые джазовые музыканты.
А знаете ли вы, что первый автомобильный кондиционер появился в машинах компании Пакард еще в 1939 году. Конечно, тогда это была только опция, причем очень дорогостоящая. Интересно, что система занимала весь багажник, работала довольно неэффективно, не имела термостата и не выключалась – и все же представьте себе, что это был настоящий кондиционер.
В 1950-х годах появились более эффективные и, главное, недорогие варианты. На машине Нэш Амбасадор кондиционер был уже нераздельным с двигателем, мог «регулировать» температуру – т.е. работать и на охлаждение, и на обогрев. Интересный факт – уже в 1960 году 20% американских автомобилей оборудовались кондиционерами, а в жарких районах юго-запада Соединенных Штатов, этот процент доходил до 80%.
Кондиционеры появились в стандартной комплектации на ЭйЭмСи Амбасадор в 1968 году:
А знаете ли вы, что первые зеркала, похожие на современные, были не плоскими, а выпуклыми – в лучших традициях комнат смеха они могли довольно сильно искажать модников того времени. Но давайте сначала обратимся к истории, ведь зеркало является одним из самых старых изобретений человечества. Конечно, первыми зеркалами были всяческие водоемы, которые человек не изобретал. Но со временем, видимо не имея под рукой приличного озера, чтобы посмотреть на себя перед важной встречей с вождем, люди научились делать искусственные зеркала. Например, полируя до блеска обсидиан (вулканическое стекло), можно было получить неплохое зеркало. Такие древние обсидиановые зеркала, найденные в Анатолии (на территории Турции) датируют 6000 лет д.н.э. (хотя, надо сказать, обсидиановые зеркала использовались еще многие тысячи лет после древних анатолийцев). Другие камни тоже можно было отполировать, хотя и с меньшим эффектом.
С развитием обработки металла, уже с 4000 лет д.н.э., стали появляться зеркально
... Читать дальше »
А знаете ли вы, что оказывается кошерной бывает не только пища. Вообще кошерным бывает абсолютно все: от одежды до строительных материалов. Вот, например, развитием прогресса было продиктовано появление кошерного телефона. Он отличается от обычного ограничением многих функций: так, например, с него нельзя отправить смс или сфотографировать закат, он не может подключаться к интернету – ведь там могут содержаться материалы порнографического характера. Подтверждением кошерности является штамп раввина – процедура аналогична подтверждению кошерности того или иного продукта.
Кошерные тарифы также отличаются от обычных. Так, при звонке на другой кошерный номер, абоненту делается очень значительная скидка. Однако если ему придет в голову позвонить в священный Шабат, с его счета спишут около 2,5 долларов вместо обычных 9 центов.